По итогам 2023 года можно сказать, что рынок ESG-облигаций практически отыграл падение предыдущего года, а уже с первых месяцев 2024 г. показывает оптимистичные перспективы дальнейшего роста. Однако многих волнует вопрос: можно ли это считать трендом либо все-таки наблюдается временный эффект?

К ответственным или, как их называют, ESG-облигациям относят инвестиции в ценные бумаги, имеющие устойчивый курс, сфокусированные на финансировании корпоративного управления и проектов, связанных с развитием социальной сферы и окружающей среды. Такие облигации получили название «зеленых».

В 2023 г. «зеленые» доказали свое лидерство, так как их объем достиг 65 миллиардов. рублей, еще 45 миллиардов составили облигации социального развития и 32,8 миллиарда – облигации устойчивого развития. Как предполагает прогноз рейтингового агентства АКРА, на рынке ценных бумаг в 2024 г. может наблюдаться дальнейший рост, что приведет к его увеличению в 1,5 раза, т.е. он может достигнуть 220 млрд.

Однако не следует упускать из виду, что на среду, в которой идет развитие облигаций, влияют порой прямо противоположные силы – положительные государственные решения и внешнеполитические шоки. Поэтому сказать о положении дел, что оно статично, было бы неверно, все зависит от того, в каком состоянии находятся внутренний и внешний рынки.

Ценные бумаги на российском рынке

ESG-облигации появились на российском рынке почти на десятилетие позднее, чем в Западных странах, поэтому они пока не играют значительной роли на мировом рынке ценных бумаг. К тому же наблюдается различный подход к ESG-финансам в России и за рубежом, особенно в странах Запада. Если в европейских странах основными эмитентами сразу являлись представители крупного бизнеса, то в России первыми на данный рынок вышли госструктуры и представители среднего бизнеса.

Первые «зеленые» облигации были выпущены в 2016 г. «Транспортной концессионной компанией». Позднее на рынке появились ценные бумаги и других компаний, таких как «Ресурсосбережение ХМАО», банк «Центр-Инвест», ФПК «Гарант-Инвест» и др.

С развитием нормативно-правового поля были выработаны и механизмы регулирования: в первую очередь зеленое финансирование привели к Национальному стандарту, а с развитием рейтинговых агентств стала возможна верификация зеленых облигаций и проведение внешнего аудита проектов. В настоящее время данные задачи могут выполняться Национальным Рейтинговым агентством, АКРА, Экспертом РА, RAEX.

Анализ показал, что значительное проседание сектора устойчивого развития на Московской бирже, потерявшей 36% рынка в 2022 г., связано с уходом крупнейших западных инвесторов. Однако уже во второй половине 2023 г. Правительством была утверждена таксономия, цель которой состояла в том, чтобы закрепить определение социального проекта и его критерии. В результате кейсы, относящиеся к таким направлениям, как образование, здравоохранение, культура и занятость, считаются социальными проектами.

В настоящее время на Мосбирже на сектор ESG приходится 390 миллиардов рублей. В данном секторе размещено 33 вида ценных бумаг, эмитентами являются, например, компании МТС, Ростелеком и др. Только благодаря усилиям московского Правительства, выпустившего зеленые облигации для частных лиц, было привлечено 70 миллиардов рублей. Данные средства предназначены для реализации проекта по замене электробусами городского автопарка обычных автобусов.

Не только привлечение частных инвесторов положительно скажется на рынке ценных бумаг. Любой финансист подтвердит, что благодаря государственным вливаниям, многие компании постепенно решаться на возврат к планам, которые ранее были отложены из-за событий, связанных с пандемией и нестабильностью геополитики. Теперь даже прогнозируемый на 2024 г. рост в 50% кажется реально осуществимым.

Наличие точек роста для ESG-облигаций на рынке РФ

Чтобы понять, как в дальнейшем будет развиваться рынок ценных бумаг, необходимо понять с какими результатами российский и мировой рынок завершили 2023 г. Не секрет, что на «устойчивых» бондах не лучшим образом сказались последствия политической напряженности, кризиса в мировой логистике, рост процентных ставок. Это все привело к сокращению мирового ESG-рынка на 10% в 2022г.

Весь мировой рынок представляет собой глобальную цепь поставок, и Россия не может обойтись без сотрудничества с другими странами. Партнерство со странами Азии вынуждает Россию придерживаться общих тенденций, считать приоритетными повестки устойчивого развития. Дело в том, что многие азиатские компании взяли на себя обязательства достигнуть Net Zero, поэтому 45% стран азиатского региона уже имеют собственные социальные и зеленые таксономии.

В настоящее время в России основным направлением по выстраиванию ESG-системы является развитие собственного несырьевого сектора, а также расширение сотрудничества с азиатскими государствами и налаживание отношений с развивающимися странами. Причиной смены курса стало введение санкций, что исключило возврат крупных корпораций на российский рынок, а также привело к отсутствию возможности привлекать западные инвестиции.
Российские ценные бумаги в сегменте ESG могут стать перспективными только в одном случае, если ими заинтересуется местный инвестор, т.е. они будут направлены на развитие внутреннего рынка, а для этого необходимо предпринять меры по улучшению инфраструктуры и поддерживать те компании, которые заняты выпуском соответствующих инструментов.

Одновременно следует уделить внимание такому направлению, как расширение сотрудничества со странами БРИКС. Здесь требуется не только разработать и внедрить единые требования по ведению отчетности, но и разработать стандарты по осуществлению контроля, а также стимулирования инвесторов. Первые шаги в данном векторе уже наблюдаются со стороны Банка России. Являясь государственным регулятором, Центробанк России запланировал в своем стратегическом плане развития до 2026 г. решение вопроса по стимулированию с помощью финансов рынка устойчивого развития.

В свою очередь Центробанк также планирует разогрев рынка устойчивого развития, чтобы с помощью вливания финансов в различные проекты повысить интерес участников к данным направлениям. Для этого со стороны банка в отношении ESG-облигаций могут быть предусмотрены налоговые льготы или государственные субсидии.

Если судить по тому, с каким темпом представители бизнеса и государственные структуры разрабатывают регуляторные механизмы, какие предлагаются программы по развитию экономики и послушать заявления ряда чиновников, то может появиться стойкая уверенность, что к 2026 г. Россия, еще недавно считавшаяся «песочницей» ESG-финансирования, станет полноценным, уверенно функционирующим рынком.

Прозрачность по использованию средств при реализации проектов делает выгодным их финансирование со стороны инвесторов, которые могут с помощью вложений в ответственные облигации повышать свою деловую репутацию. К тому же, возможность учесть все факторы во время принятия бизнес-решений поможет просчитать в долгосрочной перспективе все инвестиционные риски.
.